Сколько же ревербераторов нужно? Я думаю что в этом вопросе нет чётких правил. Если треки уже имеют качественную естественную реверберацию того помещения в котором производилась запись, а цель сведения - получение микса с вкрадчивым, “интимным” звуком, в этом случае можно попробовать обойтись без ревербераторов вообще.
Однако, если нужно работать с очень сложным миксом в котором от 80 до 100 дорожек и в котором множество звуков перекрывают друг друга по спектру, естьсмысл использование вплоть до 8 отдельных ревербераторов. Но независимо от сценария, при большом количестве ревербераторов, нужно понимать, что кроме требуемой большой вычислительной мощности способность пространственного разделения также исчерпывается, что приводит к бессмысленности добавления новых ревербераторов.
В обычной поп-музыке с группой из пяти участников и с не большим количеством дабл-треков и музыкальных украшений, я предлагаю следующею конфигурацию ревербераторов, согласно с правилами панорамирования, которые я описывал в этих постах, и которые определяют расположение по панораме отдельных инструментов, барабаны помещаются на задний план.
Для посыла мы используем эффект №1 с небольшой пространственной реверберацией как общий ревербератор. Этот ревербератор даёт небольшую дозу реверберации, вполне достаточную для того чтобы добавить к сухому звуку записанных барабанов или даже к звуку тщательно запрограммированных сухих барабанных сэмплов некоторое количество пространственной информации. В общем миксе, вы сможете услышать этот ревербератор только если будете тщательно вслушиваться. Только при выключении этого ревербератора вы почувствуете что пространственная информация стала отсутствовать. Для того чтобы бас не звучал так, как будто он играет в параллельном измерении достаточно подключить этот ревербератор только к барабанам.
Совет: используйте канальные посылы для подключения эффектов - для того чтобы иметь возможность точной установки уровня эффектов и используйте режим “соло” у групповых треков для прослушивания сухого сигнала по отдельности. Включение режима “соло” на группе позволяет услышать только сухой сигнал каналов данной группы так как посылы на этих треках при этом не включаются. Если включите режим “соло” на папке, вы услышите все треки, которые принадлежат данной папке, со всеми установленными на каналах посылами.
Я обычно устанавливаю немного меньше реверберации для басового барабана (бочки), чем для всех остальных элементов барабанной установки - для того, чтобы не преувеличивать. Иначе это может привести к летающему звуку басового барабана.
В зависимости от стиля и жанра, может быть использован отдельный ревербератор №2 для малого барабана. Который более заметен и который создает более объемное пространство для малого барабана. Но нужна умеренность, иначе звук будет как в 80-х годах прошлого века:). Если используются луп-сэмплы или записанный вживую малый барабан, в который проникли другие звуки, сначала нужно отделить малый барабан от всего остального для того, чтобы большая реверберация применилась только к звуку малого барабана. Это очень просто сделать с помощью копирования трека с сэмплом и последующим применением гейта к копии. Оставляя только короткий звук малого барабана.
В случае баллад вполне возможно применить ревербератор №2 к звуку томов, для того чтобы сделать их звук более впечатляющим. Если необходимо, ревербератор №2 может быть обработан гейтом. Который будет использоваться для погашения реверберационного хвоста. Это даст возможность использовать большой и длинный ревербератор, который затем искусственно укорачивается. Этот прием также начал использовался в 80-е годы. Настройки гейта должны быть установлены в соответствии с темпом песни.
Гитары и клавиши могут быть размещены с обеих сторон панорамы без реверберации и они будут находится относительно близко. Иногда лучше использовать дилэй для создания небольшой четкой и отчетливой пространственности. Это размещает источники не так далеко в пространстве, как при использовании обычной реверберации.
Для того, чтобы поместить подпевки, перкуссию и другие инструменты далеко на задний план, требуется большой ревербератор с предварительной задержкой и задавленными высокими частотами. В таком случае, должна быть установлена достаточная доля реверберационного сигнала для того чтобы наши уши приняли пространственную информацию. Потому что в этом случае вам придется принимать меры по борьбе с эффектом маскирования.
Совет: попробуйте применить стерео-расширитель к реверберационному сигналу. Если результат неразличаем или несовместим с моно попробуйте использовать два разных ревербератора с одинаковыми настройками, и разведенных по краям панорамы. Оба ревербератора в посыле получают реверсированный сигнал - например, шейкер на левом крае панорамы получает реверберацию на правой стороне и наоборот.
Ревербератор для главного вокала. Особенно в миксах, которые специально делаются сухими на вокал необходимо устанавливать качественные ревербераторы, иначе вокал потонет в реверберационном облаке. Иногда все что нужно - деликатный, небольшой, незаметный ревербератор, с настройками похожими на - drum booth. Иногда хорошо подходит комбинирование малого ревербератора с дополнительным дилэем, что в итоге работает лучше, чем ревербератор среднего размера, который приводит к размытию звука. Комбинация реверберации поверх дилэя, или дилэя поверх реверберации также может быть использована для посыла. Я использую импульсный ревербератор Wizoo W5.
Обычно для проекта мне нужно 4 или 5 ревербераторов. Ревербераторы на посылах №1 и №2 (общий и для малого барабана) не имеют никакой предварительной задержки (pre-delay) или имеют очень маленькое ее значение. У ревербератора на посыле №1 (общий) может быть настроено небольшое подавление высоких частот для обозначения пространственности. А ревербератор №2 (малого барабана) может быть настроен без какой-либо эквализации, для того чтобы разместить малый барабан в передней части микса.
Send-effect | Тип ревербератора | Область применения | Pre-delay (задержка) | Treble roll-off |
Send-FX1: | Small room/ambience | Барабаны | 0 | slight (небольшие) |
Send-FX2: | Medium-sized room (gate) | Рабочий | 0 | no (нет) |
Send-FX3: | Medium-sized room 1.8s + StereoExpander | Перкуссия | 14 | medium (Средний) |
Send-FX4: | Large reverb effect | Фоновых событий (хор / гитара) | 30 ms | strong (сильный) |
Send-FX5: | Vocal Chamber | Вокал | 0 | no (нет) |
Send-FX6: | Modulation delay | Клавиатура треугольник | - | - |
Send-FX7: | Delay | Родос треугольник | - | - |
Send-FX8: | - | - | - | - |
Вот таблица по конфигурации ревербераторов для стандартного попсового проекта. Если вы решите реализовать большую реверберацию при помощи двух разнесенных по панораме ревербераторов, то вам понадобится еще одно дополнительное устройство.
Помните, что инструменты, которые расположены по сторонам панорамы, но эффект которых расположен по центру панорамы - звучание этих инструментов также кажется притянутым к центру панорамы. Это явление тем сильнее, чем сильнее доля эффекта, и особо явно проявляется в модуляционных эффектах. Можно противостоять этому путем крайнего панорамирования исходного сигнала, или, если это невозможно, используйте эффект с установленной панорамой. Или, установите эффект в разрыве исходного трека вместо эффекта установленного в посыле.
Музыка очень разная, вкусы тоже разные, поэтому вы должны рассматривать данную статью, как источник вдохновения для применения ваших собственных эффектов.
Совет: очень удобно то, что и Nuendo и Cubase предоставляют возможность ввода заметок для каждого трека в проектах. Эта функция крайне полезна для того, чтобы делать заметки по назначению каждого ревербератора или дилэя. Используя это, вы сможете вспомнить через несколько месяцев, зачем же вы выбрали для подпевок ревербератор на посыле №3 и уменьшили на нем высокие частоты.
Я рекомендую использовать первую ячейку посыла для эффекта №1, вторую ячейку посыла - для эффекта №2, и так далее. И с первого же взгляда вы будете иметь полное представление о конфигурации ваших посылов на всех каналах.
Здесь можно оставить свои комментарии. Выпуск подготовленплагином wordpress для subscribe.ru
Комментариев нет:
Отправить комментарий